— В Москве на XII ежегодном форуме вузов «Будущее высшей школы» будут подняты актуальные вопросы сферы высшего образования в стране, в том числе будет обсуждаться взаимодействие учебных заведений с работодателями. Расскажите, пожалуйста, какие формы сотрудничества вузов и работодателей вы считаете на сегодня наиболее эффективными?
— Чувашский государственный университет и предприятия республики реализуют оптимальную систему подготовки специалистов. Расскажу о некоторых проектах, которые дают положительный эффект от сотрудничества вуза и предприятий.
Чувашский госуниверситет интегрирует науку, образование и практику. Каждая выпускающая кафедра напрямую взаимодействует с предприятиями электротехнического, машиностроительного и ИТ-кластеров по своему направлению.
- Целевое обучение. В Чувашии значительное количество мест целевого приема выделяется для подготовки специалистов в разных отраслях. Во время учебы студенты проходят практику по своему профилю у работодателя-заказчика, там ребятам помогает наставник, объясняет тонкости будущей специальности. Многие организации трудоустраивают студентов-целевиков, и к окончанию вуза у ребят уже есть 2-3 года стажа. «Плюс» целевого договора — после окончания вуза у студента есть рабочее место и зарплата, не нужно тратить время на поиски работы.
- Преподаватели вуза — сотрудники предприятий. Формировать практические навыки студентам помогает то, что в учебном процессе задействованы представители предприятий-партнеров. Они преподают в вузе по совместительству, возглавляют профильные кафедры, председательствуют в государственных аттестационных комиссиях, выступают в качестве руководителей выпускных квалификационных работ. В свою очередь, часть штатных преподавателей университета сотрудничает с предприятиями как эксперты и научные консультанты.
- Лаборатории с современным действующим оборудованием. Благодаря поддержке партнеров в Чувашском госуниверситете укомплектованы 15 партнерских лабораторий, в их числе: «Цифровая подстанция»; «Автоматизированный цифровой электропривод»; лаборатория цифровых двойников, по-другому — лаборатория моделирования в реальном времени режимов работы энергосистем с ПТК Opal-RT; первая в Поволжье учебная лаборатория «Глобальные навигационные спутниковые системы» и другие.
Чувашский госуниверситет интегрирует науку, образование и практику. Каждая выпускающая кафедра напрямую взаимодействует с предприятиями электротехнического, машиностроительного и ИТ-кластеров по своему направлению.
— Как изменилось финансовое и нефинансовое участие работодателей при сотрудничестве с вашим учебным заведением?
— Мы с партнерами постоянно взаимодействуем, и вот несколько лет назад пришли к тому, что готовить сотрудников надо со школьной скамьи. Так появились совместные проекты, в которых участие предприятий завязано не только на финансовой составляющей.
Для каждого студента важен выбор предприятия, на котором он планирует в дальнейшем работать. И чем раньше будущий специалист вовлекается в реализацию научных проектов, проводимых совместно с предприятиями-партнерами и на их производственной базе, тем раньше приходит понимание, как строить свою карьеру на производстве дальше, и тем проще протекает процесс адаптации в начале трудовой деятельности.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Другие комментарии ректоров на вопрос смотрите ЗДЕСЬ.
- Олимпиады и конкурсы. Самые масштабные олимпиады технического профиля «Надежда электротехники Чувашии» и «Надежда машиностроения Чувашии» Чувашский госуниверситет проводит в партнерстве с ведущими предприятиями и организациями Чувашии. Победители и призеры олимпиад при поступлении на один из технических факультетов ЧувГУ получают дополнительные 10 баллов, могут заключить целевой договор на обучение с выплатой именной стипендии от предприятия в течение всего срока обучения, назначается дополнительная стипендия от вуза.
- Инженерные и медицинские классы в школах. В университете уже несколько лет действует проект «Инженерные классы», в рамках которого осуществляется профессиональная ориентация старшеклассников на инженерные специальности, профнавигация в сфере инженерной деятельности. В реализации проекта участвуют предприятия-партнеры. Так, с 2023 года в Чувашии для старшеклассников школ города Чебоксары запущен проект «УПК-21», в котором участвует ЧувГУ; выпускники школ уже имеют на руках документ о профессиональном образовании и могут работать на предприятии.
- В 2023 году в Чувашском госуниверситете начала работу Высшая инженерная школа. Это партнерский проект для подготовки инженеров новой формации, вместе мы растим инженера-исследователя, разработчика и предпринимателя, для реализации проекта компании предоставляют оборудование и преподавателей. ВИШ поддержали такие предприятия республики, как «ЧЭАЗ», «Релематика», ВНИИР, НПП «ЭКРА», НПП «Бреслер», «Сеспель», «Элтех», iGrids («Интеллектуальные сети»). Список партнеров постоянно расширяется.
- Партнерские фонды. Сейчас в университете действует два партнерских фонда: Фонд содействия инновационным разработкам обучающихся, молодых ученых и специалистов в научно-технической сфере, созданный совместно с АО «ЧЭАЗ», и Фонд содействия инновациям совместно с АО «ВНИИР» и АО «ВНИИР-Прогресс». Вуз и предприятия подписали соглашения, которые предусматривают сотрудничество по выделению грантов на финансирование перспективных проектов, направленных на создание научно-технического задела под перспективные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, либо на решение существующих технических задач предприятий, выполняемых проектными командами из числа обучающихся и ученых ЧувГУ, работников предприятий.
Для каждого студента важен выбор предприятия, на котором он планирует в дальнейшем работать. И чем раньше будущий специалист вовлекается в реализацию научных проектов, проводимых совместно с предприятиями-партнерами и на их производственной базе, тем раньше приходит понимание, как строить свою карьеру на производстве дальше, и тем проще протекает процесс адаптации в начале трудовой деятельности.
Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы. Другие комментарии ректоров на вопрос смотрите ЗДЕСЬ.